На границе люди смотрят хмуро
5 сентября 2005 года
"Джевдет - мой! Встретишь - не трогай"
(Саид, "Белое солнце пустыни")
Это был необычный митинг. Во-первых, избрать это место для проведения акции протеста решаются лишь уже доведенные до пределов отчаяния. В последний раз этот парадный подъезд властей пикетировали оставшиеся без жилья бывшие обитатели рухнувшего общежития на ул. Ершова. Во-вторых, сами люди, добравшиеся вчера сюда со своими рукописными плакатами, не были похожи на типичных участников митинга. Не бабушки с клюками, не женщины с детьми - это были в большинстве нестарые мужчины типичных сельских профессий: механизатор, шофер, разнорабочий, бывший энергетик и председатель колхоза... До черноты загоревшие, в чистой, но бедной одежде, с кистями рук, навсегда скрюченными тяжелой работой, - они появились у монумента герою, разрывающему колючую проволоку, как тревожный намек на то, что у нас в случае чего революция будет отнюдь не розовой и не оранжевой, погуще выйдет цвет.
Время от времени они принимаются через мегафон зачитывать свое письмо к президенту Шаймиеву: "Главным методом в деятельности Джевдета Гафурова является очковтирательство, ложь, приписки, гуляния за счет государства и подхалимство перед вышестоящими... Если счесть все его "делишки", можно было бы открыть несколько томов преступных деяний... Скажем, как бы для оплаты в Пенсионный фонд сбор из хозяйств 156189 кг сахарного песка - ни один килограмм не был использован для Пенсионного фонда!". Письмо подписали около двух сотен жителей района.
- Мы обращались уже во все органы власти, - говорят митингующие, - в прокуратуру несколько раз, к президенту Минтимеру Шариповичу неоднократно... Никакого ответа нет!
- Он, глава, живет с братом в Цильне (село у нас такое) - сама, наверное, знаешь, как они, главы, живут! - зло выкрикивает один из мужиков и тычет в плакат "Дворец Гафурова - в детский дом!".
- А дочка у него в Англии учится, - дополняет другой, постарше. - 100 тысяч долларов в год стоит учеба! Откуда деньги?!. А он ничего не боится, у него привычка такая!
- А мы в хозяйстве за лето получили - к Сабантую по 500 рублей да по два центнера зерна. Все! Как при крепостном строе. Пенсионерам - им пенсию дают, у кого в семье пенсионеры - те за их счет живут...
- Да, пенсионеры живут... - соглашается пенсионер и бывший председатель дрожжановского колхоза "Заря" Алексей Кутюмов. Это он писал (без ответа и привета) в прокуратуру о том, что элитное семенное зерно, оплаченное бюджетом республики и якобы распределенное по хозяйствам района, оседает в той самой Цильне - гафуровской вотчине.
- А знаете, - спрашивают меня, - как Гафуров стал главой? Очень просто, у нас это все знают! Экзам Губайдуллин, бывший глава администрации Шаймиева - он ведь приятель Гафурова, вот по дружбе и представил его президенту.
- Так президент-то, - говорю, - не знает, каков ваш глава?
- Думаю, знает, - неохотно, после паузы, признает Илья, - но молчит. Потому что он же на пенсии - у него получше с деньгами...
- ...Убью! - кричит нам, удаляясь, крепко сбитый и коротко стриженный мужчина.
"Это зять главы. Или не зять - муж племянницы?.. Он сказал: "Щас соберу людей, вас от...здят!", - объясняют мне дрожжановцы. - А пусть только сунутся!".
Меня аккуратно отводят в сторону председатель дрожжановского землячества в Казани Завдят Невметов и зампредседателя Марат Гайнутдинов. Они объясняют, что дворец Гафурова - не такой уж и дворец на фоне дворцов остальных глав: "Все строили!".
- Мы стараемся, - говорит г-н Невметов, - чтобы о Дрожжановском районе в Казани было приятное представление. А тут приезжают и портят его...
- Завдят, а ты из района-то когда уехал? - подначивает кто-то из "протестантов". -
А-а, в 1966-м!.. И почему не говоришь, что ты брат главе?
- Это стиль становится у дрожжановцев - вот так выступать, - с прискорбием отмечает г-н Гайнутдинов. - Это плохо влияет на представление о районе.
Я интересуюсь, кто доставил "протестантов" в Казань - не те ли враждебные силы, которые, как говорят, спонсируют все "цветные" революции на постсоветском пространстве. Мне объясняют, что на транспорт скидывались сами, кто сколько смог. Арендовали на эти деньги в соседней Ульяновской области три маленьких автобуса (в районе рисковых перевозчиков не нашлось), но доехал лишь один. Дрожжановцы считают, что два других задержали по поручению главы...
...За час до запланированного окончания пикета к дрожжановцам вышел главный референт аппарата президента и забрал их челобитную. Засобирались домой, отчаянно гадая: услышал ли их президент на этот раз?
Марина ЮДКЕВИЧ, "Вечерняя Казань"